В Кабинете министров РФ рассмотрели законопроект сенаторов, связанный с двойным взиманием НДС при реализации подержанных автомобилей, которые перепродаются дилерами другим юрлицам. На данный момент его не готовы принять, ведь он нуждается в доработке.
Что известно о законопроекте
Документ обсудили и положили на стол Михаилу Мишустину, действующему премьер-министру РФ. У этого проекта есть несколько авторов:
- Ольга Забралова;
- Ахмат Салпагаров;
- Игорь Зубарев;
- Мурат Хапсироков;
- Андрей Кутепов.
В заключении Кабинета министров говорится, что правительством будет поддержан этот законопроект, но при одном условии. Это станет возможным после проработки документа с учетом замечаний.
Так, одним из вопросов, который следует решить, является уточнение процедуры подтверждения того, насколько правомерно продавец транспортного средства (ТС) определяет налоговую базу по НДС. Авторам законопроекта также указали, что необходимо выяснить и предложить, за счет чего будут компенсироваться «выпадающие» доходы. То есть те, которые должны были бы пополнить федеральный бюджет. Авторов попросили указать источники финансирования, покрывающие недополученные средства.
Основные моменты
В предложенном законопроекте указывается, что первичный налог на добавленную стоимость закладывается в цену нового автомобиля. То есть, НДС обязательно платится. Когда дилер покупает транспортное средство с пробегом, он лишается возможности продать его по реальной стоимости, ведь покупатель-юрлицо вновь должен заплатить этот налог. Причем вычет НДС распространяется лишь на разницу между стоимости приобретения и реализации авто при первой покупки.
Предложенный законопроект решает эту проблему. Его авторы предлагают определять налоговую базу по-другому. Они считают, что лучше будет, если ее учитывать как разницу между стоимостями реализации и приобретения транспортных средств (машин и мотоциклов) уже с учетом НДС. Отметим, что уже действует подобный механизм. Но пока он распространяется лишь на сделки, где дилер перепродает старые авто физлицам.
По мнению сенатора Андрея Кутепова, в скором времени произойдет сокращение продаж новых автомобилей. Причем это будет наблюдаться как в натуральном выражении, так и в денежном. Это связано с выходом многих иностранных производителей из российского рынка и прекращением (существенным сокращением) поставок транспортных средств и запчастей к ним.
Однако западные санкции практически не скажутся на перепродаже машин с пробегом. Поэтому есть смысл убрать двойное налогообложение при совершении сделок дилерами.
Что Кутепов говорит о росте доли дилеров
Кутепов приводит статистику по объемам продаж авто в 2021 году. Причем на новые машины пригодится более 1 млн. 666 тыс. транспортных средств, а на подержанные ― свыше 6,5 млн.
Как отметил сенатор, на сейчас рынок перепродажи машин прозрачен лишь на 15%. Эту проблему он связывает именно с наличием двойного налогообложения. Более того, этот процент приходится на легальных дилеров.
Описал сенатор и неприятные последствия. Из-за сложившейся ситуации дилеры вынуждены покинуть рынок или же использовать серые схемы с привлечением покупателя-физлица. Это в свою очередь негативно влияет на наполняемость федерального бюджета.
Кутепов резюмировал, что после принятия данного законопроекта в России существенно вырастет доля дилеров. По его оценкам, можно ожидать повышение на треть, то есть на 30-35%. К тому же появятся дополнительные отчисления в виде налогов.
Он привел данные о доходах дилеров. Например, в 2022 году при продаже одной единицы они составляли около 87 тысяч. При этом общий объем дополнительных налоговых отчислений достигал 4,87 млрд руб. В 2023 году эта сумма будет еще больше ― 13,9 млрд руб.
Еще один важный вопрос связан с различным уровнем спроса на подержанные авто в различных субъектах РФ. Точно также отличаются и цены на них.
Причем оптимальное равномерное перераспределение невозможно по так называемой «цепочке СС» между физлицами. То есть, продавать машину автомобилисту в другой город крайне неудобно и затратно по времени, усилиям, средствам.
На рынке СВС, где физлица продают и покупают транспортные средства у дилеров, ситуация также сложная. На самом деле немногие компании могут похвастаться тем, что могут рационально перераспределять запас ТС внутри сети.
Однако есть и позитивный момент. По цепочке СВВС, где физлица покупают машины через дилеров, которые в свою очередь сотрудничают с другими центрами, ситуация более простая. Но здесь загвоздка в наличии двойного налогообложения. Поэтому компании нередко не проводят такие сделки открыто.
Прокомментировал Кутепов и продажу машин по схеме трейд-ин. Он отметил, что это позволяет привести автомобили в нормальное состояние. То есть, с учетом безопасности для водителя и пассажиров, а также в соответствии с экологическими нормами. Это связано с обязательством дилеров проводить техобслуживание купленных машин и проводить тщательную проверку состояния транспортного средства перед его продажей. В свою очередь это благоприятно сказывается на безопасности дорожного движения.
Получите подробную консультацию бесплатно!
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.