С 9 августа 2023 года официально вступило в законную силу решение японского правительства о запрете экспорта машин в Россию. Его приняли еще в конце июля, во время обсуждения очередного пакета антироссийский санкций. Ограничения распространяются на дизельные и бензиновые машины, у которых объем двигателя превышает 1,9 л. Под запрет также попали гибридные автомобили.
На какие машины и товары распространяется действие закона
На самом деле обновленный перечень достаточно широкий. Японские чиновники запретили экспортировать примерно 750 наименований. Помимо новых и подержанных автомобилей, ограничения распространяются на такие товары:
- товары из стекла;
- яхты;
- текстиль
- цемент;
- кресла и замки для автомобилей;
- бумажные изделия;
- шины для фур, большегрузных транспортных средств;
- керамика, изделия из нее, включая плитку.
Это основные товарные позиции. В санкционный список также попали детали, материалы и компоненты, необходимые для фото- и видеосъемки.
Напомним, что некоторые из ограничений были введены еще ранее. Например, поставки новых японских автомобилей в РФ были прекращены в полном объеме в прошлом году.
Какие ожидаются последствия
Многие эксперты уже высказались по поводу введения очередного пакета санкций. Есть мнение, что это приведет к сокращению поставок машин в РФ примерно в два раза. Экспорт транспортных средств входит в перечень основных категорий в товарообороте двух стран. К тому же это приведет к снижению японского присутствия в регионе. Это неминуемо повлияет на лидерство страны на международной арене.
Однако для РФ есть альтернатива. Об этом говорят эксперты из Японии, в том числе и Хиронори Фусита, который является сотрудником Японского института международных проблем. Он выразил уверенность, что в РФ будут ввозить авто производства иных государств. Например, японские машины смогут заменить на транспорт из Китая и Южной Кореи. Особенно если ограничения будут действовать еще долгое время.
Отметим, что здесь еще важен момент, связанный с деловой инфраструктурой. Она на Дальнем Востоке ориентирована на продажу и обслуживание машин из Японии. Поэтому использование этой инфраструктуры может стать неактуальным, а потому будут проведены работы по переориентации ее на рынок южнокорейских и китайских автомобилей. Это позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Хиронори Фусита также рассказал об ударе по экономике Японии. По его мнению, больше всего пострадает префектура Тояма. Именно там находится один из главных центров отгрузки автомобилей с пробегом. Их экспортировали по Японскому морю.
Причем крупнейшим рынком для сбыта машин с пробегом долгое время являлась Россия. Согласно статистике, экспорт подержанных авто приносил в бюджет Японии 26% от общего объема этой товарной категории.
Реакция на введение закона
Интересно, что еще до вступления этого запрета в силу отмечался существенный рост ввоза машин на Дальнем Востоке. Об этом говорят данные пресс-службы местного таможенного управления. Рост составил порядка 30%.
Пресс-служба не предоставила точные данные о странах, из которых были осуществлены поставки. Но оценки отечественных специалистов говорят о том, что большая часть этих машин была японского производства. Россияне позаботились о том, чтобы приобрести желаемый автомобиль до того, как очередной пакет санкций вступит в законную силу.
Эксперты подсчитали, что ограничения, принятые правительством Японии, уже затронули свыше сотни российских организаций и тысячи человек. Активы некоторых банков заморозили. Среди них ВТБ, «Открытие», «Альфа-банк», «Россия», «Совкомбанк», «ВЭБ.РФ», «Сбербанк», «Промсвязьбанк» и «Новикомбанк». В «черный список» технологий и товаров на середину августа 2023 года попали более 1000 наименований.
Получите подробную консультацию бесплатно!
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.