РЖД выделила более 20 млрд рублей на дороги к южным портам

Время чтенияВремя чтения:

    В 2023 году «Российские железные дороги» (РЖД) выделяют на финансирование железных дорог на Юге сумму, превышающую 20 млрд руб. Как заявил заместитель генерального директора Сергей Макаров, эти средства будут потрачены на развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (далее ― АЧБ).

    Что об этом известно 

    В 2023 году сумма, направленная на развитие путей к южным российским портам, будет еще внушительней, чем в предыдущем. Однако Макаров не привел в пример конкретные цифры. 

    Он отметил, что пока провозная способность к терминалам региона находится на уровне 125 млн тонн в год. Однако этот показатель существенно вырос за последнее время. Провозная способность была на уровне 100 млн тонн еще два года назад. 

    Поделился Макаров и тем, как он видит рост этого показателя в следующие несколько лет. Согласно его словам, уже к 2025-му он должен увеличиться на 6 млн т. РЖД планирует выйти на показатель в 150 млн т к 2030 году. Эти цифры были просчитаны и в итоге заложены в программу развития АЧБ. Однако отметим, что она пока еще разрабатывается институтами.

    Напомним, что еще осенью прошлого года была утверждена инвестиционная программа «Российских железных дорог». Правительство решило выделить на это внушительную сумму ― 1,07 трлн руб. Модернизация подходов на Юге вошла в перечень приоритетов по инвестпрограмме. Если в 2022 году на эти цели выделили 20 млрд руб., то в текущем эта сумма будет еще выше. Но о каком объеме инвестирования идет речь ― пока можно только догадываться.  

    Какие работы ведутся

    Макаров напомнил, что есть отдельный проект, посвященный развитию инфраструктуры на подходах к морским портам на Юге. В паспорте отмечены цели и финансирование на 5 лет, с 2019 по 2024. Всего на эти задачи планировали выделить сумму почти в 41 млрд рублей. 

    Чуть больше денег решили потратить на строительство железной инфраструктуры в Приволжье в обход Саратовского узла. В паспорте проекта указано, что на это будет выделено почти 57 млрд рублей. Отметим, что в рамках данного инвестиционного проекта также указано проведение усиления участка железной дороги Липовский-Курдюм. Реализовать последний планируют до 2024 года.

    Для строительства обхода Саратовского узла были задействованы специалисты Минэнерго, «Транснефти» и «Газпрома». Ранее им уже удалось провести переносы сетей. Далее остается непосредственно строительство железнодорожной инфраструктуры. Обход Саратовского узла планируют закончить к 2026 году. По словам топ-менеджера, пока все идет по плану. А по самым смелым предположениям движение можно будет запускать уже в 2025 году. Но говорить об этом уверенно пока рано. 

    Как заявил Макаров, в 2023 году провели работы на станции Тихорецкая по расшивке путей. Она была слишком «узкой» для грузоперевозок. Благодаря проведению работ пропускная способность этой станции была увеличена на 27%. Это стало возможным после открытия дополнительных транзитных путей в середине весны. 

    Макаров перечислил станции, на которых ведутся строительные работы на данный момент. Всего их три.

    1. Тимашевская.
    2. Волжский.
    3. Максима Горького.

    В 2023 году планируют завершить работы на первых двух. Что касается станции Максима Горького, то в 2024-м собираются провести второй этап с установлением новой сортировочной системы. По его словам, это поможет существенно увеличить транзит грузов. 

    В 2024 году также начнут проводить работы на станциях Сальск и Ея. Это будет заключительный этап мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры АЧБ.

    Переориентация на Восток

    С апреля 2022 года компания переориентировались на сотрудничество со странами Ближнего Востока. Весной прошлого года западные государства ввели санкции, затронувшие экспорт угля. Конечно, по контрактам, которые уже были заключены ранее, поставлять энергоресурс можно было вплоть до 10 августа 2022 года, но все же огромные объемы высвободились и требовали поисков новых покупателей.

    Эта ситуация привела к существенному росту нагрузки на Восточный полигон. Конкретнее ― на Транссиб и БАМ. Справиться с таким ростом было непросто, поэтому принято решение снизить давление на это направление. Альтернативой стали порты АЧБ. Только через терминал ОТЭКО в Тамани за прошлый год было в общей сумме переплавлено более 300 млн тонн угля. То есть, на 32,1% в годовом выражении больше, чем в 2021-м.

    В Министерстве энергетики рассказали о ситуации с добычей и импортом угля. Речь идет об энергетическом и коксующемся. Основные данные за 2022 год:

    • экспортировано сырья ― 221,2 млн тонн;
    • добыча ― 443,6 млн тонн.

    Рост поставок энергетического угля в Индию за 2022 год вырос сразу в 6 раз. Общий объем поставленного энергоресурса достиг 8,21 млн тонн.

    Какой грузооборот терминалов АЧБ в 2023 году

    Информацию предоставила Ассоциация морских торговых портов. Согласно обнародованным данным за период с января по май 2023 года, грузооборот всех действующих терминалов АЧБ составил 126,6 млн т.

    Показатель существенно выше, чем за аналогичный период 2022 года. Больше всего был задействован порт Новороссийск, через который переправили свыше 69 млн т грузов.

    Что еще включает инвестпроект 

    Проект по возведению подходов к южным морским терминалам вошел в перечень наиболее крупных и дорогостоящих инвестпроектов государственного холдинга на Юге. Он включает:

    • ряд мероприятий, направленных на обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры;
    • возведение обхода Саратовского узла с западной стороны;
    • реконструкция и подключение электричества на направлении Ожерелье-Узловая-Елец.

    Это основные моменты. Однако еще в проекте указаны участки железнодорожных линий, которые планируют построить или модернизировать в ближайшее время. 

    Сообщается, что в период с 2021 по 2024 год планируют ввести свыше 119 км железнодорожных путей. Речь идет об инфраструктуре разного назначения. Например, из них будет примерно 82 км так называемых «вторых путей», а еще 37 км ― стационарных.

    Комментарии экспертов

    Дмитрий Баранов, эксперт из УК «Финам менеджмент» высказался по поводу этого проекта. По его мнению, рост финансирования на обновление и строительство новых путей на южном направлении связан с переориентацией. Он уверен, что в скором времени РФ начнет более активно торговать с государствами Юга. Поэтому прогнозируя рост грузоперевозок в этом направлении, проекту уделяется такое внимание и достаточно внушительное финансирование. Эксперт не исключает, что строительство могут завершить досрочно.

    Подобного мнения придерживается также Павел Иванкин, президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура». Но для того, чтобы проект сдали раньше срока, следует еще увеличить финансирование. По его подсчетам, достаточно суммы в 35 млрд руб.  

    Получите подробную консультацию бесплатно!

    Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.