Мониторинг рынка показывает, что расценки на бензин переходят все разумные границы. В борьбе с повышением цен бессильны даже самые эффективные демпферные механизмы. В связи со сложившейся ситуацией Правительство РФ ставит вопрос о введении временного запрета на экспортные поставки топлива. Данная мера способна помочь потребителям, но вместе с тем может нанести серьезный ущерб нефтеперерабатывающим предприятиям.
Резкое повышение цен на бензин проще всего оценить в статистическом выражении. По официальной статистике, топливо на заправочных станциях выросло в цене на 3,8% с начала 2021 года. Данный рост превышает скачок цены на бензин за весь прошлый год, когда стоимость топлива выросла на 2,4-2,6%. Самый дорогой бензин – на автозаправках Сахалина и Магадана, где он стоит вплоть до 59 рублей за литр. Стоимость бензина в столице составляет чуть более 49 рублей.
Рост цен на столичное бензиновое топливо начался зимой прошлого года, на дизель – с января текущего. Динамика цен несколько замедлилась в апреле, но вскоре восстановилась. В течение последнего месяца бензин стабильно дорожает на 4-8 копеек в неделю.
В апреле текущего года Федеральная антимонопольная служба затребовала у владельцев автозаправочных станций столицы и Московской области обоснование роста цен на бензиновой и дизельное топливо.
Представители Федеральной Антимонопольной Службы выделяют несколько возможных причин скачка цен на бензин. Среди таковых: повышение экспортных цен, сезонное увеличение спроса на нефтепродукты в России, а также низкий спрос на бирже.
При этом многие эксперты настаивают на том, что главным «виновником» скачка цен на топливо стало повышение нефтяных котировок на 9 долларов США за баррель, тогда как курс рубля остался прежним. Данная ситуация оказывает серьезное давление на российский рынок. Цена нефти и нефтепродуктов, пересчитанная на рубли, бьет все исторические рекорды.
Напомним, что начиная с 2019 года в России действует демпферный механизм. Его суть заключается в том, что государство обязуется доплатить компании и удержать ее на внутреннем рынке, если экспортная цена превышает индикативную. Аналитики отмечают, что выплаты по обратным демпферным акцизам уже превышают сам акциз. Проще говоря, государство не получает с топлива никакой выгоды.
Весной демпферный механизм был скорректирован. Внутренняя индикативная цена снизилась на 4 000 рублей за тонну до конца текущего года. В следующем году планируется снизить индикативную цену ще на 2 700 рублей, а начиная с 2023 года – выполнить ее индексацию на 3%.
На данный момент поднимается вопрос о принятии более радикальных решений. Так, министерство энергетики уже получило поручение о рассмотрении целесообразности введения временного запрета на экспортные поставки топлива. Ожидается, что таким образом удастся стабилизировать динамику цен на фоне общей инфляции.
Другой возможный способ решения проблемы неконтролируемого роста цен на бензин – политика охлаждения. Данный метод оценивается экспертами и участниками рынка довольно противоречиво. На первый взгляд, Правительство фактически не располагает эффективными инструментами воздействия на рынок. В случае роста цен на 5-7 % вряд ли удастся избежать введение запрета на ввоз или экспортной пошлины. В противном случае, как считают многие эксперты, рост цен на бензиновое и дизельное топливо полностью выйдет из-под контроля.
Временное ограничение экспортных поставок способно зафиксировать цены на автозаправочных станциях, тем самым сдерживая транспортные издержки. Помимо прочего, рост нефтяных котировок в 2021 году пришелся на начало уборочной кампании в южных регионах России. Именно в данный период Правительство предпринимает меры, призванные стабилизировать ситуацию.
В то же время, временный запрет на экспортные поставки может привести к сокращению объемов производства топлива и снижению глубины нефтепереработки. Так нельзя исключить риск того, что нефтеперерабатывающие предприятия страны будут вынуждены уступить долю рынка конкурентам из Белоруссии. В данной ситуации часть рынка может захватить Казахстан – другой не менее вероятный бенефициар.
На дополнительную маржу при вышеописанном сценарии смогут рассчитывать участники, занятые оптовой и розничной продажей топлива на внутреннем рынке. При этом нефтетрейдеры и перерабатывающие предприятия могут лишиться весомой доли прибыли. Вероятно, что им придется нести дополнительные расходы на попытки сдержать розничные цены. Данная ситуация наблюдается на рынке в настоящий момент и требует срочного принятия мер.
Некоторые аналитики считают, что оптимальным выходом из ситуации станет повышение пошлины на экспорт. По такому принципу Правительство решило проблему с металлом, повысив пошлину в два раза в течение года.
Получите подробную консультацию бесплатно!
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.