Экспорт легковых автомобилей российской сборки не может восстановить мощность автозаводов

Экспорт легковых автомобилей российской сборки не может восстановить мощность автозаводов

В странах СНГ снизился спрос на автопродукцию петербургских заводов. Покупательские способности россиян также стали ниже. Производители надеялись, что увеличение экспорта поможет «загрузить» производство. Однако надежды не оправдались: в Белоруссии спрос упал очень сильно, другие страны тоже сбавили покупательские обороты. Лишь в Казахстане наблюдается небольшой рост.

Казахстан и Белоруссия являются потребителями трех моделей Nissan: X-Trail, Qashgai, Murano. Эти модели собирают в Санкт-Петербурге. Из-за пандемии коронавируса в марте и апреле Белоруссия совсем перестала покупать наши автомобили. С наступлением лета экспорт в соседнее государство немного оживился – поставлено 32 машины. Для сравнения: в аналогичном периоде 2019 года их было 111. Казахскую границу пересекли 224 машины в мае и июне, апрель показал нулевую цифру. Показатели во втором квартале 2019 отличаются незначительно в большую сторону.

В процентном соотношении экспорт автомобилей в Белоруссию упал на 53%, в Казахстан – увеличился на 4%.

Еще одно автопредприятие – завод Hyundai – в Санкт-Петербурге производит машины KIA Rio, Creta, Solaris. Пресс-служба завода сообщила о небольшом увеличении экспорта продукции в первом полугодии 2020 года по сравнению с предыдущим годом – на 1,2 тысячи единиц. Наибольший рост был показан в первом квартале, но второй – под влиянием пандемии – не стал нулевым. 3,2 тысячи автомобилей, как и в прошлом году, отправились в соседние страны.

Toyota – еще один петербургский производитель – наладила поставки в «новое» государство – Армению. По экспортному плану до конца 2020 года туда должно поступить более 400 машин. Для Армении такое сотрудничество является экономически выгодным: ранее Тойоты поставлялись из Японии. Теперь стоимость этих автомобилей на 10% меньше. Казахстан также получает автомобили этого бренда российской сборки.

Казахстан достаточно эффективно восстанавливает рынок. Только требуемый объем автомобилей для этой страны небольшой. За первые пять месяцев 2020 года в эту страну было поставлено почти 24 тысячи единиц. Апрель показал падение, как и во всём мире, (97%), но в мае рост составил 53 %, поставлено чуть больше 8 тысяч машин. Большой популярностью у казахстанцев пользуются российские Toyota Camry: в июне из Петербурга прибыло 550 единиц. Kia Rio в количестве 400 занимают свое стойкое место в пятерке лидеров любимых марок в Казахстане. Но тройку лидеров представляют другие модели:

  • Hyundai Tucson – более 650;
  • LADA Granta – около 800;
  • Ravon Nexia узбекской сборки – лидер импортных автомобилей в Казахстане – 1020 единиц за июнь 2020 года.

Белорусский рынок, потребляемый автомобили петербургской сборки, значительно больше. Но и апрельские потери стали крупнее: на четверть уменьшился объем экспорта по сравнению с 2019 годом, а в мае поставки упали более чем на 50%. Аналитики Белорусской автомобильной ассоциации рассчитали прогнозируемые потери – до 30% за год. Таким образом, в Белоруссию может быть экспортировано до 45 тысяч машин.

Существуют два экономических фактора, которые негативно влияют на объемы экспорта петербургских автомобилей в Белоруссию. Это запуск производства китайских моделей Changan в Минске. Первый кроссовер уже сошел с конвейера. Кроме того, президент Белоруссии издал указ, предоставляющий право на льготу при растаможке не новых, а подержанных машин. Это положение относится ко всей импортной продукции, в том числе и из России.

Таким образом, надежды на увеличение объемов производства петербургскими автомобильными предприятиями за счет экспорта продукции не оправдались. Продажа на внешнем рынке не превышает 6 % всего производимого товара. Сейчас из-за пандемии коронавируса наблюдается падение спроса на автомобильном рынке во всем мире. Этот факт и дорогая логистика оказывают отрицательное влияние на развитие экспортной сферы и открытие новых направлений.

Эксперты говорят о том, что не стоит ждать в 2020 году восстановления мощностей экспорта автомобилей отечественной сборки. Все ждут вторую волну коронавируса, политические волнения в мире тоже могут оказать влияние. В самом лучшем случае восстановить поставки удастся только в 2021 году.

Федеральная таможенная служба предоставила данные по показателям экспорта всех российских производителей. Цифры стабильно росли в течение первого квартала 2020 года. В январе было экспортировано около 70 млн. автомобилей, в марте уже почти 97,5. Апрель показал резкое падение – до 50 млн. производство практически остановилось в начале второго квартала по всей России.

Со снятием ограничительных мер из-за коронавируса ожидается восстановление автомобильной промышленности, а с ним и увеличение экспортных показателей. Но никто не может предсказать, не придет ли вторая волна пандемии. Это явление может существенно сместить сроки возобновления деятельности в автопромышленности. Эксперты считают, что восстановить автомобильную индустрию не удастся, если снова придется останавливать производства и запрещать людям перемещаться. Снижение доходов людей из-за потери работы или уменьшения заработной платы влияет на покупательскую способность. Автомобиль нельзя назвать предметом первой необходимости, поэтому на его покупке можно сэкономить в трудное время.

Возродить автомобильную промышленность в стране получится не раньше середины 2021 года.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)