Эпидемия коронавируса диктует свои правила и устанавливает жесткие условия существования для перевозчиков скоропортящихся продуктов. В обстановке всеобщей пандемии железнодорожные перевозчики вынуждены просить о снижении тарифах и дополнительных скидках в целях стимулирования поставок рыбы на Запад России. Этому способствуют тот факт, что экспортные поставки в Китай выглядят более привлекательными на фоне стремительно падающего рубля.
Помимо прочего, перевозчики просят о снятии ограничений с импортных поставок цитрусов и косточковых плодов из КНР, а также установить временный запрет на контроль по весу в отношении рефконтейнеров и стандартных контейнеров с продовольствием. На данные просьбы представители РЖД отвечают одобрением и указывают на то, что положительно относятся к введению дополнительных скидок на транспортировку продовольствия.
Тем временем, ухудшение экономической обстановки активно обсуждается АСОРПС (Ассоциацией Операторов Рефрижераторного Подвижного Состава) и Михаилом Мишустиным. Суть вопроса – обсуждение возможности введения мер поддержки субъектам рынка в условиях распространяющейся коронавирусной инфекции.
Перевозчики настаивают на изменении условий транспортировки рыбы с дальневосточного региона на Запад страны, а также скидки на перевозку скоропортящихся продуктов через пограничные зоны и порт Владивостока. На текущий момент перевозчики запрашивают у РЖД скидку не менее 50% по тарифному коридору. Как альтернативная мера, рассматривается уравнивание действующих тарифов на рефконтейнеры и стандартные контейнеры. Вместе с этим АСОРПС считает целесообразным введение смягченного контроля по весу (либо его временную отмену) в отношении рефрижераторных грузов. При введении такого ограничения могут быть ограничены или полностью отменены досмотр на перегрузочных пунктах, а также распломбирование. Такое решение объясняется тем, что на ожидание всех предусмотренных процедурой проверок и досмотров может уходить слишком много времени, что продлевает срок поставок скоропортящихся продуктов на 5-8 дней. При этом по приблизительным подсчетам общая сумма дополнительных расходов перевозчиков в прошлом году превысила 100 миллионов рублей.
Отразятся ли подобные ограничительные меры на экономике страны? На эту тему высказались авторитетные специалисты в области логистики. Среди них – Алевтина Кириллова, подкрепляющая свое мнение официальной статистикой. Так, согласно данным ФТС, аз 2019 год, суммарно импортные поставки в Россию айвы, яблок и груш составили свыше 1,2 миллиона тонн. При этом в 2018 году Китай поставил в Россию порядка 170 тысяч тонн свежих фруктов (около 15% от общего объема импортных поставок). Несмотря на тот факт, что КНР по объемам поставки впоследствии «откатилась» со второй строчки на восьмую, на российском рынке это никак не отразилось. Как отмечает Кириллова, возможное введение ограничительных мер приведет к увеличению импорта из Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. К тому же, КНР приняла решение о закрытии сухопутных пропускных пунктов с Россией, что указывает на продолжение экспорта курицы только через Казахстан.
Необходимость в введении специальных тарифов на перевозку скоропортящихся продуктов вызвана стремительно растущим на нее спросом в условиях пандемии. Пик взлета покупательской активности был отмечен две недели назад и легко объясняется стремлением покупателей купить продукты впрок. Как отметил Михаил Синев, особого внимания заслуживает рост спроса на экспорт рыбы и мяса в страны Юго-Восточной Азии, вызванный стремительно падающим рублем. На текущий момент российские производители курятины, свинины и говядины видят наиболее выгодным именно железнодорожный экспорт продукции. Привлекательности такому пути экспорта добавляют субсидии от РЭЦ.
Представители РЖД утверждают, что компания следит за динамикой происходящего и внимательно подходит к организации перевозок продовольствия во всех подвижных составах, независимо от их конфигурации. Также представители заявляют о том, что компания занимается перевозками в рамках спецпрограмм «Зерновой Экспресс», а также транспортировкой рыбной продукции по спецуслуге «Грузовой Экспресс». Все перевозки осуществляются по расписанию.
Монополия не остается в стороне и сообщает о направлении в ФАС предложения с просьбой сблизить либо уравнять тарифы на перевозку грузов в разных видах контейнеров. При этом снижение тарифов на перевозку продовольствия между городами-миллионниками уже действует и составляет на текущий момент 30,1%. Кроме того, тарифы снижены на транспортировку плодов и овощей: скидка в данном случае еще больше и составляет 41%. Принятие подобных решений говорит о готовности РЖД к рассмотрению предложений, формирующих ценовые решения.
Наиболее рискованным способом транспортировки продовольствия в нынешних условиях специалисты признали автоперевозки. В связи с этим эксперты считают целесообразным поддержать инициативу АСОРПС по временной отмене или ограничению контроля по весу в отношении контейнерных перевозок продовольствия.
Получите подробную консультацию бесплатно!
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.