Переход на новые лицевые счета

Переход на новые лицевые счета

В последние годы глобальные изменения затронули многие сферы таможенного регулирования, в том числе, они коснулись администрирования лицевых счетов разных категорий плательщиков. Рассмотрим наиболее значимые и глобальные корректировки, которые были внесены в привычную систему.

Вернемся к истории. В 2013 году представителями ФТС была утверждена Концепция осуществления централизованного учета различных групп платежей и осуществления единого учета участников ВЭД. Эти мероприятия преследовали главную цель: реализовать Стратегию развития ФТС, сформированную до 2020 года и план мероприятий, ориентированных на совершенствование существующих инструментов таможенного регулирования, в соответствии с правительственными постановлениями.

По вопросам таможенных услуг обращайтесь в нашу компанию, наши специалисты всегда смогут помочь в максимально быстрые сроки.

Сегодня уполномоченные органы предпринимают определенные меры, нацеленные на практическую реализацию положений, зафиксированных в Концепции. Изменения затрагивают, в том числе, приходно-расходные операции, совершаемые с денежными средствами плательщика, перечисленными им в пользу уплаты таможенных сборов и прочих пошлин на счет Федерального казначейства. Процедура постепенного перевода плательщиков на использование единых лицевых счетов ЕЛС для более эффективного учета финансовых поступлений стартовала еще в сентябре 2018 года. Территориально ЕЛС клиентов подконтрольны той налоговой инспекции, которая расположена по месту регистрации клиента в соответствии с ИНН – персональным идентификационным номером, присвоенным при оформлении ЕГРЮЛ. Сегодня ЕЛС имеет каждое российское юридическое лицо.

В конкретном случае под обычным лицевым счетом понимают комплекс информации, представленной в составе системы учета таможенных органов в электронном виде. Такой счет не имеет уникального номера, поскольку в качестве основной характеристики рассматривают ИНН клиента. В процессе администрирования ЕЛС любого участника ВЭД уполномоченные инстанции ориентируются на КПП – код причины постановки на учет в налоговом органе. В отличие от ЕЛС, классический лицевой счет отличается иным расположением. Его открытие происходило в масштабах конкретного отделения таможни, в которой участник ВЭД проводил декларирование продукции. Этот же орган занимался учетом уплаты и последующего расходования финансов. Иными словами, прежде налогоплательщики имели то количество лицевых счетов, которое соответствовало количеству мест декларирования товарных единиц или количеству таможенных подразделений, которые осуществляли контроль над оформлением груза.

Создание ЕЛС – это, несомненно, огромный шаг вперед в развитии таможенных органов. Если ранее информация о движении сумм, перечисленных участниками ВЭД, носила разрозненный характер и подлежала хранению в нескольких таможенных представительствах, то сегодня аналогичные сведения аккумулируются в сводной базе данных – на уровне ФТС РФ. Впервые плательщики смогли ознакомиться с подобной возможностью и использовать ее к сентябрю 2016г. На тот момент, можно было говорить о предоставлении аналогичных полномочий в рамках эксперимента. Плательщикам предоставили возможность добровольно принимать участие в проекте до момента его повсеместного внедрения. До осени 2018 года участники могли перейти на новую систему путем подачи соответствующего заявления, направленного в ФТС РФ. Уполномоченные специалисты рассматривали заявление об открытии ЕЛС и удовлетворяли просьбу.

С осени 2018г. Представители таможенной службы приступили к планомерному переводу всех плательщиков на новую систему взаимодействия. Преимущество ЕЛС заключается в том, что плательщик получает возможность распоряжаться всей уплаченной суммой средств независимо от того, в какую инстанцию была направлена отчетная документация. Сегодня каждое отечественное юрлицо располагает собственным единым лицевым счетом.

Создание ЕЛС подразумевает масштабный перенос информации, сохраненной на уровне местных таможенных представительств, на уровень российской ФТС. В цифровом формате сотрудники передают сведения касательно:

  • остатка неизрасходованной плательщиком суммы;
  • наличия денежного залога, рассматриваемого в качестве обязательства, если сумма залога не была истребована к возврату на момент создания ЕЛС;
  • наличия товарных деклараций, по которым продолжается таможенная процедура (регулярное временное декларирование, временный ввоз);
  • наличия переплаты по таможенным платежам, официально подтвержденной таможенной инстанцией, если заявление о возврате суммы еще не было направлено.

Утвержденный регламент подразумевает, что в день создания ЕЛС все российские таможенные представительства обязаны направить в отечественную ФТС электронную информацию в отношении плательщика. Это требование не распространяется на сведения о таможенных представителях. Если участником ВЭД будет выявлен факт переноса абсолютно всей информации в отношении него, то скорректировать ситуацию можно будет путем обращения в представительство таможни, где ранее осуществлялся учет его денежных сумм до открытия ЕЛС. В случае направления аналогичного обращения в региональное управление таможенной службы, запрос будет передан в таможенную инстанцию, занимавшуюся администрированием финансов заявителя до создания ЕЛС. Сведения о дате, с которой начинается администрирование ЕЛС клиента, можно обнаружить на официальном интернет-ресурсе ФТС РФ (http://customs.ru). Также соответствующие сведения о лицевом счете появляются в личном кабинете участника ВЭД, доступ к которому открыт на официальном портале российской ФТС. На сайте можно получить исчерпывающую информацию о способах предоставления доступа к «Личному кабинету». Уже сегодня в персональном разделе сайта клиенты могут получить все интересующие их сведения, в частности, об открытых для них лицевых счетах.

СМЕНА ОРИЕНТИРОВ

Администрированием ЕЛС занимаются уполномоченные таможенные органы. В середине сентября прошлого года официальную силу обрели положения Приказа ФТС РФ №1329, посвященные администрированию официальной базы ЕЛС плательщиков таможенных взносов, налоговых сборов, открыто представленных на сайте ФТС РФ. Для решения обозначенной задачи уполномоченные сотрудники используют программные средства «Лицевые счета – ЕЛС». Часть положений, включенных в этот приказ, ранее уже рассматривалась при изучении Приказа ФТС РФ от 22 августа 2016г. За №1617, который в данный момент уже утратил свою актуальность.

Именно Приказ №1329 заслуживает особого внимания, поскольку он содержит максимум полезной информации по рассматриваемому нами вопросу. Этот документ лег в основу очередных изменений в перечне таможенных инстанций, уполномоченных вести администрирование ЕЛС клиентов. Сегодня этой обязанностью наделены РТУ – региональные таможенные управления и Калининградская областная таможня, с ориентацией на территориальную привязку налогового учета клиента. В налоговом учете принципиальную важность обретает именно КПП, а не ИНН, как принято считать.

Следует обратить внимание на одну важную особенность. В ЕГРЮЛ выводится единственный КПП, который имеет принадлежность к головной организации. Чтобы определить инстанцию, которая несет ответственность за администрирование его ЕЛС, необходимо внимательно изучить первые два символа из КПП организации. Например, зона ответственности Северо-Западного таможенного управления ограничена администрированием ЕЛС плательщиков с КПП, начинающимся на 10, 11, 29, 35, 47, 51, 53, 60, 78, 83. Перечисленные номера принадлежат субъектам, входящим в состав Северо-Западного Федерального округа.

В качестве исключения из общих правил можно рассматривать Центральную энергетическую таможню ЦЭТ. Сфера ее ответственности подразумевает администрирование клиентов, уплачивающих таможенные и прочие сборы, у которых суммарная величина средств при экспорте отдельных позиций энергоносителей составляет свыше 100 миллионов рублей в течение года, предшествовавшего переходу на ЕЛС.

На официальных ресурсах опубликованы подробные памятки о переходе на ЕЛС, которые содержат массу информации первостепенной важности. В частности, из этих документов можно получить информацию относительно принадлежности КПП к определенным РТУ.

Например, зона компетенции Центрального таможенного управления ограничена администрированием ЕЛС плательщиков, чей КПП начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77. Что касается Южного таможенного управления, то оно регулирует работу организаций с КПП, начинающимся на 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92. Сотрудники Приволжского ТУ осуществляют администрирование ЕЛС организаций с КПП, начинающихся на 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81. В зоне ответственности Уральского ТУ находятся предприятия с КПП на 45, 66, 72, 74, 86, 89, а Сибирского – с КПП на 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88. Сотрудники Дальневосточного ТУ взаимодействуют с клиентами, чьи КПП начинаются с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87. Клиентами Северо-Кавказского подразделения становятся юрлица, КПП которых начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26. С компаниями, которым был присвоен КПП на 35, взаимодействует Калининградская областная таможня.

Следует помнить, что внесение изменений в КПП может обернуться сменой и самого администрирующего органа.

ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯМ

Отдельно рассмотрим понятие администрирования ЕЛС, поскольку им успешно оперируют таможенные представительства еще с сентября 2018г. Компетенции контролирующей инстанции ограничены:

  • возвратом авансовых платежей организациям с ЕЛС при наличии соответствующего заявления, предоставленного в РТУ;
  • формированием отчетности касательно расхода финансовых отчислений, которые были перечислены в счет авансового платежа, а также подтверждения налогов или таможенных пошлин.

Если у участника ВЭД возникают определенные вопросы касательно учета финансовых отчислений, ему следует обратиться с данной проблемой к сотрудникам соответствующего РТУ. Чтобы установить контролирующую инстанцию верно, достаточно изучить первые две цифры из КПП головной организации. По перечисленным вопросам в РТУ остается единственная ответственная инстанция – вновь созданные отделы регулирования электронных платежей.

Если администрированием ЕЛС занимается СЗТУ, то подача обращений осуществляется по адресу: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, дом 20 (для документов, которые должны быть направлены по факту или в оригинальном экземпляре). Также можно воспользоваться факсом или направить обращение в цифровом формате посредством электронной почты. В последнем случае, обращение должно отвечать ряду официальных требований. Для формирования документа используют официальный бланк плательщика, на котором указаны подробные реквизиты и информация об уполномоченном лице. Для любого сотрудника, который отвечает за подписание документов, но не имеет статуса генерального директора, прикладывают оригинал нотариальной доверенности, наделяющей специалиста соответствующими полномочиями.

Это требование обусловлено целым рядом причин. В частности, таможенный орган находится в ситуации, когда необходимо предоставить сведения с ограниченным доступом. Сотрудник должен убедиться, что документы не станут достоянием третьих лиц и не будут разглашены посторонним людям.

Если в таможенную инстанцию направить стандартное электронное письмо, текст который расположен в соответствующем поле письма, без дополнительной защиты, и содержит требования прислать ту или иную информацию, то адресат ответит отказом.

При подаче заявления о предоставлении отчетной информации о расходовании сумм авансовых платежей или по другим вопросам необходимо направлять запрос в таможенную инстанцию, которая занималась контролем деятельности плательщика до создания ЕЛС. Все данные, касающиеся администрирования прежних счетов, подлежит хранению в подконтрольном подразделении таможенного органа и не может быть распространена по другим ресурсам, поскольку является конфиденциальной. В случае открытия счета, например, 10.10.2018, отчет за четвертый квартал 2018г. Можно запросить:

  • за 1-9 октября – в таможне декларирования;
  • за 10 октября и последующие периоды – в РТУ, осуществляющем администрирование конкретного ЕЛС.

Приказом ФТС РФ №1329 установлены положения в вопросах администрирования финансов. Они определяют особенности направления заявлений. Если запрос поступит некорректному адресату, то в его рассмотрении будет отказано. Открытие ЕЛС имеет множество преимуществ. В частности, был заметно упрощен механизм возврата клиентам излишне уплаченных таможенных пошлин и денежных залогов. Возврат осуществляется при наличии у заявителя соответствующих оснований и предполагает автоматический зачет остатка в счет следующего авансового платежа. Клиенту не требуется обращаться в таможенную инстанцию для декларирования данного заявления. Подача заявления осуществляется через РТУ, которое отвечает за администрирование конкретного ЕЛС. Сегодня это возможно сделать лишь в письменном виде с использованием бумажного носителя.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДАЧА

Понятие автоматического зачета в последующие авансовые взносы требует более детального рассмотрения. В качестве основания для автоматического выполнения перерасчета можно воспринимать Корректировка декларации в отношении товарных позиций, представленная декларантом. После рассмотрения таможней и ее принятия документация поступит в электронную систему учета. В этот момент происходит трансформация излишне уплаченных сумм в авансовые платежи.

Зачет денежных сумм осуществляется в автоматическом режиме, он не требует предоставления заявителем дополнительной документации и заявления о перерасчете. Тем не менее, перерасчет возможен лишь при условии принятия ответственным таможенным органом соответствующего решения о ненаступлении или прекращении обязательства. Например, таможенная инстанция осуществила перепроверку и вернулась к первоначальной стоимости товара, приняв позицию декларанта, то инспектор таможенного поста входит в электронную систему и совершает в ней определенные манипуляции. В результате подобных действий, излишне уплаченные декларантом суммы трансформируются в авансовый платеж.

Если клиент испытывает потребность в возврате денежных сумм на расчетный счет предприятия, в РСУ, осуществляющее администрирование ЕЛС, необходимо направить заявление о возврате авансового платежа. Это требование может распространяться лишь на те платежи, которые трансформировались в авансовые суммы в результате автоматического перерасчета.

Если заявитель извещен об осуществлении автоматического перерасчета, но при этом не обнаружил на своем счету увеличение денежного остатка, то за разъяснениями ему необходимо обратиться в таможенную инстанцию по месту декларирования. В подобных случаях необходимо подготовить официальное обращение об объяснении причин отсутствия автоматического зачета излишне уплаченных сумм в счет авансовых платежей в глобальной электронной системе.

В алгоритм уплаты таможенных и прочих сборов также были внесены определенные коррективы, которые позволили облегчить задачу участникам ВЭД. Учет остатков после расчетов по обязательным таможенным и прочим платежам отныне осуществляется в соответствии с централизованным алгоритмом уплаты таможенных и прочих взносов. Плательщик не обязан заключать с таможенной инстанцией дополнительные соглашения о применении в отношении его счетов централизованного принципа уплаты обязательных взносов.

Решением КТС была утверждена инструкция об алгоритме заполнения таможенных деклараций. Согласно ее основным положениям, уплата таможенных и прочих обязательных платежей может осуществляться участниками ВЭД в объеме суммарного остатка финансов по КБК согласно ИНН предприятия, отказавшись от детализации каждого платежного документа. Чтобы внести все обязательные платежи, клиенту достаточно располагать необходимой суммой общего остатка по КБК (например, ввозного таможенного сбора или авансового платежа).

Эти возможности имеют принципиальное значение для участников ВЭД, поскольку предоставляют им больше свободы. Клиенты более эффективно распоряжаются остатками финансов и могут свести к минимуму ситуации, когда при заполнении графы «В» товарной декларации возникают какие-либо ошибки. Ранее подобные ошибки нередко выступали в качестве основной причины для отказа в выпуске товарных единиц по причине отсутствия на соответствующем счету достаточной денежной суммы для погашения таможенных и прочих взносов по конкретному платежному документу.

Прежде чем международные договора, затрагивающие вопросы внесения коррективов в протоколы о распределении таможенных взносов, вступили в силу, уплата таможенных пошлин на ввоз осуществлялась, исходя из остатка финансов на лицевом счете клиента в рамках конкретного КБК. Когда в законодательные нормы были внесены определенные коррективы, клиенты получат возможность оплачивать таможенные пошлины из суммы авансовых платежей, имеющихся на КБК клиентских счетов.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИМЕРЫ

С 13.09.2018г. лицо, заявленное в графе 14 Товарной декларации и имеющему открытый ЕЛС можно воздержаться от заполнения огромного массива платежных документов в графе «В» товарной декларации. Также заявитель освобождается от необходимости уточнения способа погашения таможенных сборов, удержанием которых занимаются таможенные сотрудники. За счет внесения определенных коррективов в алгоритм заполнения документации и осуществления взаиморасчетов с таможенными инстанциями клиенту удается оплачивать таможенные и прочие сборы из остатка денежных сумм по КБК, отказавшись от более тщательной детализации платежной документации. В графе «В» требуется внимательно заполнить код вида платежа, отразить сумму подлежащего уплате платежа. Также заявители отражают цифровой шифр валюты взаиморасчета.

Таможенные сотрудники рассмотрят вопрос использования авансовых платежей для погашения суммы в процессе декларирования очередной товарной партии. В соответствующем поле графы «В» заявитель должен указать ИНН таможенной инстанции или самого декларанта, в зависимости от ситуации. Иногда частичное погашение авансового платежа осуществляет не только сам заявитель, но и его таможенный представитель. В подобных ситуациях в седьмом элементе графы «В» ему следует отразить принадлежность конкретного вида платежа, Инн клиента и свой собственный. Не менее важно отразить суммы, которые будут уплачены каждой стороной.

В рассмотренной выше памятке был представлен подробный пример заполнения графы «В» при декларировании товарных единиц с 13.09.2018г., когда заявителем является сам декларант с действующим ЕЛС:

  • вид платежа 1010, сумма 245,00, код валюты 643, ИНН 0985674563
  • вид платежа 2010, сумма 2335,87, код валюты 643, ИНН 2137654876
  • вид платежа 5010, сумма 1134,76, код валюты 643, ИНН 4560985674
  • вид платежа 5010, сумма 5564,87, код валюты 643, ИНН 6872345678

Приведенные выше нововведения по заполнению графы «Д» не применимы в отношении тех клиентов, которые подразумевают перечисление денежных средств с открытого на таможенном уровне счета. В аналогичной ситуации, действует прежний алгоритм заполнения графы «В». Заявителю необходимо отразить подробные реквизиты платежной документации и представить способ уплаты таможенных сборов, которые взимают таможенные инстанции.

Упрощение, подробно описанное выше, спровоцировало всплеск недовольства со стороны плательщиков. Они ссылаются на невозможность осуществления учета с жесткой привязкой к конкретному платежному документу в современных таможенных инстанциях. Именно к такому алгоритму привыкли участники ВЭД. Проблема вовсе не в том, что учет с привязкой к конкретным таможенным документам изжил себя и утратил актуальность. Современное таможенное законодательство рассматривает в качестве основного подтверждения уплаты взносов товарную декларацию, а не сам платежный документ.

С появлением ЕЛС декларант осуществляет учет самостоятельно, не возлагая на таможенные органы максимальную ответственность за выставление платежной документации.

Для упрощения задачи и осуществления жесткого контроля в аналогичной деятельности, применяют отчеты. Их формирование происходит в «Личном кабинете» в режиме онлайн. В любом территориальном подразделении российской ФНС принимают товарную декларацию.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Вопрос открытия единых счетов для таможенных представителей также сохраняет свою актуальность. Единые лицевые счета созданы для всех организаций и таможенных представителей, которые сегодня работают на рынке.

Даже при наличии ЕЛС таможенные представители сохраняют за собой право распоряжаться лицевыми счетами, открытыми в таможенных инстанциях. Их задействуют в оплате таможенных и прочих сборов для декларантов, которые еще не успели получить доступ к ЕЛС. Это касается частных лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных предприятий.

В случае уплаты таможенным представителем сборов за декларанта, имеющего собственный ЕЛС, то он оперирует единым лицевым счетом и составляет графу «В» товарной декларации. Здесь не требуется указание подробных платежных реквизитов и способа погашения таможенных сборов.

Если декларант не располагает собственным ЕЛС, то таможенный представитель использует свой лицевой счет, который был открыт в одном из таможенных представительств.

С учетом этой особенности, таможенные органы не осуществляют перенос информации о таможенных представителях из разрозненных баз на единую информационную площадку. Чтобы исключить различные недоразумения и задержки в пропуске товарных единиц через контроль, таможенный представитель должен тщательно отслеживать наличие денежных сумм на его счетах и в таможенных представительствах.

Информация в отношении таможенных представителей в полном объеме будет перенесена в единую базу после полного перехода к централизованной системе учета таможенных сборов.

Если вам необходимы услуги таможенного брокера вы всегда можете обратиться в нашу компанию.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)