Внеочередные пошлины при импорте

Инкотермс – это международно утвержденный сборник правил для эффективной и правильной внешнеэкономической торговли. Эти установки собраны в виде словаря, что очень удобно для ознакомления и поиска необходимых заметок. Прошедшее десятилетие и по сей день весь процесс импорта товаров контролируется с его помощью. Последнюю редакцию Incoterms приняли восемь лет назад и после этого ее не корректировали.

Но Инкотермс это не первый документ регламентирующий международные торговые отношения, до него в 2000г был издан свод правил Международной торговой палаты (МТП). Первая публикация МТП появилась в свет еще 1936 году, более восьмидесяти лет назад. При составлении Инкотермс и еще более десяти документов, которые были выпущены вместе с ним, главной целью считалось написать однозначное определение самых популярных терминов внешней торговли особенно относительно грамотного распределения ответственности между сторонами сделки.

Понятия, применяемые во внешнеэкономических отношениях не только имеют определение в этих источниках, они употребляются при международной торговле в договоре, который разработал МТП специально для этого. Таким образом Инкотермс помогает установить обязанности сторон сделки и распределить их права попутно решая вопросы, которые часто возникают в процессе заключения контракта купли-продажи.

Во время проверки груза на российской таможне отдельное внимание уделяют тому, соблюдены ли обязанности по выплате пошлины за перевоз грузов морским путем (фрахта) и оформлению страховки товаров обеими сторонами сделки. Это обязательно нужно для того, чтобы учесть все возможные расходы для расчета себестоимости товара на момент оформления в таможне. На основании результата будет рассчитываться и распределяться пошлины и другие налоги с субъектов внешнеэкономической деятельности.

Кроме прочего в Incoterms-2010 приведен фундамент условий поставки и различные ее вариации.
Например:

  • EXW – покупатель забирает груз со склада, который указал продавец, все экспортные пошлины приписываются к обязательствам заказчика.
  • FAS – поставщик осуществляет доставку груза к судну, которое укажет заказчик, и в контракте необходимо указать порт для погрузки, а переправу и непосредственно погрузку должен уплатить также покупатель.
  • FOB – груз погружается на судно заказчика, а все сопутствующие расходы присваивается поставщику.
  • FCA – продавец поставляет товар перевозчику, которого укажет заказчик, к терминалу, заявленному в контракте. В этой ситуации все расходы на экспорт выплачивает также продавец.

Не учел доставку до конца - придется снова платить

Не учел доставку до конца - придется снова платить

Вышеуказанные условия поставок подразумевают оплату транспортировки товара покупателем, значит в фактурную стоимость она не войдет. В связи с этим, осуществляя импортную деятельность на этих условиях, обязательно нужно включить транспортные затраты в таможенную декларацию, как сопутствующие расходы. С той суммы, которая будет указана в ДТС таможня начислит НДС.
Для того, чтобы подтвердить таможенную стоимость, которую вы заявили в декларации, необходимо в соответствующие органы вместе с ДТ также предъявить контракт на перемещение, услуги грузчиков, пере погружение (если были перевалочные места) и правильно составленную счет-фактуру за вышеупомянутые операции (инвойс).

Как вы поняли выше, не все условия поставки Инкотермс-2010 и 2000 возлагают уплату транспортных расходов на покупателя, в некоторых из них это обязанность продавца. К примеру CFR, CIP, DAT, DAP, DDP, DES и DDU. В такой ситуации все транспортные затраты в первостепенном порядке включаются в фактурную цену товара. Поэтому, рассчитывая таможенную стоимость в ДТС, ее не нужно указывать как сопутствующие расходы. При перемещении груза на этих условиях поставлять в таможню договор о транспортировке и соответствующую счет-фактуру не нужно.

Существуют также условия поставки, с которыми необходимо быть очень осторожными, так как в них указаны поименные пункты доставки груза. То есть на этих условиях поставщик может взять обязанность поставки товара не до конца маршрута, а до места перепогрузки. Тогда дальнейшую транспортировку от места перепогрузки до российской границы заказчик оплачивает сам, и в расчете таможенной цены надо это указать и внести в декларацию. К подобным условиям поставки относятся к примеру: DEQ, CPT, CIF, DAF и другие.

Например, осуществляется импорт груза из Бельгии в РФ, используя поставку DAP Luebeck (доставка до места назначения, местные пошлины и налоги на импорт оплачивает продавец). Здесь необходимо учесть нюанс. Несмотря на то, что условия DAP возлагают все расходы импорта на продавца, его обязанности включают в себя только доставку до Любека. Дальше он ответственности не несет и все последующие пошлины оплачивает покупатель. Так что если вы забудете в таможенную цену внести затраты на доставку из Любека до границы России, то оформлял товар таможня зафиксирует это как административное нарушение и будет вынуждена взыскать с невыплаченной суммы таможенной пошлины.

Страховка не помешает

Страховка не помешает

В своде правил Incoterms предусмотрено всего два условия поставки, включающих в себя обязательное страхование товара продавцом. Это CIP и CIF.

CIF - груз поставляется до пункта назначения, указанного покупателем. Страхование основной перевозки оплачивает продавец, а перепогрузку и дальнейшие действия должен оплатить заказчик.

CIP – продавец поставляет груз заявленному перевозчику, которого укажет покупатель. При этом продавец оплачивает только доставку до утвержденного договором терминала, а все остальные расходы: растаможку при ввозе в Россию и поставку с терминала оплачивает покупатель.

При импорте товаров на вышеупомянутых условиях в фактурную цену груза уже должны быть внесены вами расходы на страховку, а в ДТ необходимо указать используемый страховой полис.
В случае, когда при заключении сделки осуществляются иные условия поставки, процедура страхования груза и перевозки осуществляется добровольно, по согласованию покупателя и продавца. Если обе стороны отказываются страховать товар, необходимо составить соответствующее объяснительное письмо и предоставить его на таможне. Если же этого не сделать, то при оформлении груза на границе таможенный орган может потребовать пояснение по страховке, его отсутствие повлечет за собой штраф. Если груз застрахован, то в ДТС страховая премия и другие затраты вносятся как сопутствующие расходы. В данной ситуации предоставление на таможне страхового полиса является необходимым.

При страховании товаров, участникам ВЭД необходимо отдельно обратить внимание на валюту страховки. Обычная страховка оплачивается в валюте, заявленной в контракте купли-продажи, но премия будет выплачена в рублях по курсу, действующему в день выплаты. В свою очередь рассчитывая таможенную стоимость, сумма страховки указывается в валюте, в которой она оплачивалась. Это нужно для то, чтобы сумма страховки в декларации не оказалась впоследствии меньше, чем фактическая стоимость. Такое может случиться из-за дисбаланса курса валют в непосредственный день оплаты и дату, когда было подано ДТ. Такое несоответствие может привести к тому, что таможня сочтет это намеренным занижением таможенной стоимости и потребует заплатить полностью все таможенные пошлины. Поэтому для того, чтобы избежать неприятностей в процессе оформления вашего груза, и не наткнулся на подводные камни рекомендуется тщательно ознакомится со всеми этими моментами в Incoterms и других соответствующих справочниках.