Блокировка детских товаров из Китая – миф или правда

Весной 2018 года, государственными органами началась кампания по блокированию поступления в РФ из интернет-магазинов Китая детских товаров. О возобновлении интереса к данному вопросу, общественности заявила Анна Кузнецова – омбудсмен по детям. Чиновница направила соответствующее правление генеральному прокурору Юрию Чайке.

Запрос касался вопросов блокировки объявлений категории «потенциально опасных» детских товаров, размещенных на популярных среди россиян площадках: AliExpress, Joom, Pandao, даже на «Яндекс Маркете». Это касается только продукции, которая не имеет сертификатов качества. В частности, к ним относятся изделия, изготовленные из поликарбоната, меламина, различные синтетические головные уборы, рассчитанные на новорожденных. Представители площадок, в свою очередь, настаивают на том, что дополнительная сертификация в России для продукции не актуальна, ведь все необходимые комплекты документов уже оформлены в стране производителя.
Ниже предлагается рассмотреть сложившуюся ситуацию подробнее.

Помимо подачи заявления по вопросу блокировки, Анна Кузнецова попросила Генпрокуратуру рассмотреть вопрос с обращением в судебную инстанцию с целью блокировки информации, связанной с торговлей опасными для здоровья детей товарами, размещенной на маркетплейсах.
Согласно заявлению омбудсмена, это связано не только с нарушением требований установленных таможенных регламентов, но также и рисками опасности здоровью детей. Уточняется, действие касается не полностью всех площадок, а только отдельных разделов ресурсов, при условии, если они содержат запрещенную информацию о продукции и предлагает товары, не прошедшие процедуру сертификации. Согласно имеющимся сведениям, ответ представителей Генпрокуратуры планируется получить на руки уже до наступления ноября 2018 года. В свою очередь, со стороны Юрия Чайки никаких конкретных ответов и комментариев по данному поводу не поступало.

Попытки повлиять на ситуацию

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость создания специальной торговой площадки, которая бы предоставляла возможность совершить покупку товаров для детей, прошедших процедуру сертификации. Это станет подтверждением гарантии их качества, безопасности для использования детьми разных возрастных категорий.

Это далеко не первая попытка государственных органов своим решением повлиять на сложившуюся ситуацию в стране. Помимо Кузнецовой, на продажу товаров без сертификации на китайских Интернет-площадках, уже ранее успели обратить внимание члены Ассоциации компаний интернет-торговли, правда, это касалось только возможной торговли на ресурсе AliExpress. Тогда это носило рекомендательный характер, направлено заявление было в адрес Минпромторга. Правительственный орган должен был обязать продавцов в дальнейшем предупреждать покупателей о том, что товары не имеют надлежащей сертификации.

AliExpress

Март месяц также не обошелся без внимания представителей Ассоциации. В этот раз, письмо с рекомендацией было направлено в адрес Федеральной таможенной службы, которой предлагалось организовать обязательный досмотр всех поступающих посылок на предмет нахождения в них товаров для детей, поступающих без сертификата о соответствии качеству согласно стандартам России.

В июле, к Анне Кузнецовой поступило прошение ОПИ, в котором содержался призыв пресечь последующую продажу опасной продукции, даже организовать применение к нарушителям самых строгих мер пресечения, вплоть до полной блокировки ресурсов. В этом заявлении было указано на тщательное рассмотрение вопроса приобретения детской посуды, изготовленной из меламина, всех видов поликарбоната, равно как и синтетических головных уборов. Это следует из официальных материалов, поданных на рассмотрение ОПИ.

В свою очередь, еще в апреле прошлого года, Олег Павлов (председатель ОПИ), предлагал ввести специальный механизм блокировки агрегаторов товаров, а также оказанных услуг. Мнение было высказано на заседании президиума Государственного совета, которое проводил непосредственно Владимир Путин.

Разница отечественных и иностранных магазинов

В сети, между отечественными и иностранными магазинами действуют разные законы. Российские площадки обязаны предоставлять сертификат на опасную продукцию, потребителей в этом случае защищает действующее законодательство. В то же время, зарубежные магазины не подлежат действию законодательства, фактически, покупатель совершает сделку на свой страх и риск. Это констатирует в своих заявлениях Артем Соколов, президент АКИТ.

Как показывает практика, среди многочисленных товаров, предложенных на страницах каталога, попадаются действительно опасные для здоровья вещи. Связано это с тем, что зарубежный производитель предпочитает экономить на исходных материалах, продукция не сертифицируется даже в государстве, где расположены производственные мощности. Такие вещи невозможно реализовать на внутреннем рынке (в виду отсутствия соответствующей документации), но не мешает реализовать их на экспорт. Первым шагом было установлено наличие хотя бы требования о прошедшей сертификации в стране-производителе. Это даст возможность решить проблему и гарантирует минимальный уровень безопасности.