Правда и вымыслы об экспортном контроле

«Товар двойного применения (назначения)», и «контроль экспорта», - понятия, которые часто используют участники внешнеэкономической деятельности, возможно, не полностью осознавая, что на самом деле означают эти понятия, и насколько плачевной способна оказаться ошибка в случае несоблюдения законов в области контроля экспорта.

Вторая половина 20-го столетия ознаменовалась подписанием множества международных соглашений относительно сферы контроля за ОМП (оружием массового поражения). Эти договоренности с течением времени трансформировались в режимы международного контроля нераспространения такого оружия.

Стоит отметить, что в России уже с 1992 г. существует полноценная система контроля экспорта. Основой ее стал указ Президента от 11.04.1992 No 388. На этой основе были созданы органы государственного управления и списков материалов технологий и оборудования, которые имеют мирное назначение, но обладают серьезным потенциалом для использования в создании химического, ракетного, ядерного и прочих видов ОМП, для введения уголовной и административной ответственности в случае несанкционированного перемещения такого типа товаров. Именно по этой причине роль таможенных органов возросла в разы, а лица, занятые внешнеэкономической деятельностью, получили новую задачу, касающуюся сверки характеристик ввозимых и вывозимых ими товаров со списками контролируемой продукции, которая является потенциально небезопасной ввиду описанных выше причин.

Россия должна была соблюдать международные обязательства. Началась конверсия оборонной промышленности, выход на внешний рынок разнообразных форм собственности и заимствование зарубежного опыта действия механизмов контроля экспорта. Все это и стало предпосылкой создания такой мощной системы.

Учитывая новые глобальные вызовы, в 21-м веке, угроза терроризма стала резко возрастать, и применение разных форм ОМП при таких угрозах стало вероятнее. В августе 2018 года в силу вступили новые санкции США, направленные на Россию. Они категорически запрещают продажу в Российскую Федерацию продукции двойного предназначения. В таких условиях необходимость жесткого контроля экспорта возросла в несколько раз.

Главный рубеж для обеспечения контроля, как уже было сказано, – это таможенная служба. Таможенный контроль нужен, чтобы не допустить перемещений через границу контролируемых типов товаров и нарушения законодательства. На сегодняшний день на таможенные органы возлагается также функция поддержания положительного образа государства в глазах международного сообщества, ведь от ее скоординированной и своевременной работы зависит, в том числе, и проблема санкций, описанных выше.

Согласно решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» в Белоруссии, Казахстане и России должно применяться исключительно национальное законодательство относительно контроля перемещений товаров и технологий, подлежащих контролю экспорта. Сюда входит и продукция военного предназначения.

Важный элемент российской системы контроля экспорта – это наличие точных списков технологий и товаров двойного назначения, или так называемые контрольные списки. В РФ существует 6 подобных списков. Они были официально приняты действуют на всей территории страны. Составлялись они согласно видам товаров и технологий под контролем, и соответствуют таким же спискам режимов контроля в международном формате.

В России контроль экспорта применяет методы правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Они включают определение контролируемых технологий и товаров. Предусматривается это статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 No 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Статья 24 гласит, что в обязанности каждого участника ВЭД - определение контролируемых товаров и технологий и совершение определенных действий, связанных с получением лицензии на ведение внешнеэкономических операций с подконтрольными товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий.

Определение того, должны ли подлежать те или иные технологии либо товары контролю экспорта, происходит при сверке технических особенностей этих технологий или товаров тем техническим описаниям, которые указаны в графе «Наименования» Списка товаров и технологий двойного применения, которые возможно использовать во время создания военной техники или вооружения, по отношению к которым производится контроль. Стоит отменить, что коды ТН ВЭД, указанные в нем, используются для справки. Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности сегодня обязаны быть осведомленными не только в собственной сфере деятельности и особенностях осуществления международных экономических операций, но и учитывать множество новых важных нюансов прохождения таможенного контроля, а также иметь представление о потенциальных альтернативных возможностях использования тех или иных товаров, подготовленных на ввоз или вывоз из РФ.

Участник внешнеэкономической деятельности из РФ имеет право поручить осуществление определения технологий и товаров, которые находятся под контролем, экспертным организациям при подписании необходимого договора. Такая организация должна иметь специальное разрешение на ведение деятельности по определению контролируемых технологий и товаров. Результаты такой проверки должны быть отображены в идентификационном заключении, составляемом по установленному государством образцу и удостоверенному по закону. Такой документ необходим для определения статуса товара, информации, услуги, работы, результатов интеллектуальной деятельности в контроле экспорта, если они являются объектами операции ВЭД.

Важно также обратиться к постановлению Правительства РФ от 21.06.2016 No 565, которое утверждает Порядок идентификации контролируемых технологий и товаров, форму заключения по идентификации и правила заполнения такого заключения. В документе прописаны этапы идентификации. Первый заключается в установлении соответствия товара, информации, услуги, работы, прав на результаты интеллектуальной деятельности тем технологиям и товарам, которые включены в списки контроля (КС).

Контроль экспорта вооружений и военной техники, а кроме того, работ, информации, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые являются продукцией военного предназначения, производится согласно российскому законодательству в сфере военно-технического сотрудничества. Определение товара, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности как продукции с военным назначением и выдача соответствующих заключений осуществляется в Федеральной службе военно-технического сотрудничества.

В основном, контроль экспорта нацелен на отдельные категории товара: высокотехнологическое оборудование и его части, а также материалы, измерительные приборы, химические вещества, радиоактивные и ядерные материалы и т.п. Стоит учитывать при этом, что среди контролируемого товара могут встретиться и достаточно безобидные на первый взгляд единицы, такие как спасательное и защитное оборудование, изделия для пиротехники, включая изделия бытового использования, а также другие изделия, которые имеют широкий спектр использования.

Ссылаясь на статью 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), необходимо отметить, что любой товар перемещается через таможенную границу Союза и (или) подлежит осуществлению таможенных процедур при соблюдении запретов и существующих ограничений.

Подтверждение соблюдения мер по экспортному контролю осуществляется в том порядке и в тех случаях, которые устанавливаются согласно законодательству государства – члена ЕАЭС при предоставлении документов или же сведений, которые подтверждают, что такие меры соблюдены. Если товар, который входит в Контрольный список, перемещается через границу, для его выпуска нужна лицензия Федеральной службы по экспортному и техническому контролю.

Стоит отметить также проблему, с которой сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности, а именно – с обязательством подтвердить несоответствие ввозимых или вывозимых товаров для объектов контроля. В текущем году на всей территории функционирования СЗТУ во время таможенного декларирования для подтверждения соблюдения необходимых мер контроля экспорта в основном предоставлялись именно идентификационные заключения.

Существуют очень распространенные заблуждения по экспортному контролю со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Преимущественно они связаны с неправильным пониманием самого термина «контроль экспорта». Из-за этого считается, что меры контроля экспорта могут применяться исключительно к товарам, которые вывозят. При этом в большинстве функционирующих КС, утвержденных президентскими указами в России, имеются товары, для которых существуют ограничения на ввоз и вывоз одновременно.

Согласно Спискам, лицензирование обязательно для всех видов операций ВЭД, которые связаны со ввозом в страну (кроме транзитного перемещения) ядерных материалов и оборудования, особых неядерных материалов и прочих технологий, а также для товаров, которые включены в разделы 1-3 «Списка контролируемых химикатов...».

Получается, что в каждый список Правительство РФ включило Положения, которые определяют порядки производства контроля за внешнеэкономической деятельностью касательно товаров, включенных в списки. В этих Положениях определяются особенности, которые касаются интерпретации списков, требований к документам и сведениям при получении лицензии, случаи, определяющие возможность пропуска этапа получения лицензий и т. п.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получать заключения от организаций, имеющих соответствующую аккредитацию, как документ, способный подтвердить неподконтрольность товара, но также и включить продукцию в имеющийся ФСТЭК РФ, известный как «белый список», что окажется легитимным подтверждением несоответствия товаров описанию товаров под контролем. Многие компании уже оценили этот инструмент и используют его, чтобы сократить издержки по продукции, идущей на экспорт. Благодаря четко прописанным характеристикам контролируемых товаров в Списках, каждый субъект внешнеэкономической деятельности имеет возможность заранее оценить возможности, выгоды и издержки, касающиеся экспорта реализуемых им товаров, услуг и технологий.

Другим заблуждением является утверждение о том, что товар, не являющийся товаром военного назначения, не может стать объектом контроля экспорта. Важно иметь в виду, что две указанные сферы разграничены законодательством, основы из закреплены в Федеральных законах от 18.07.1999 No 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и от 19.07.1998 No 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Из-за этого правильным будет являться другое утверждение: если конкретный товар имеет военное назначение, он не может являться объектом контроля экспорта (при наличии лицензии ФСВТС РФ лицензия ФСТЭК РФ не нужна). Даже если заключение ФСВТС РФ о неотнесенности конкретных товаров к продукции военного назначения, сохраняется необходимость его сверки с Контрольным списком.

Третьим заблуждением является уверенность в том, что, если товар по ТН ВЭД ЕАЭС коду не попал в контрольный список, он не может быть контролируемым. При этом Контрольный список в сфере контроля экспорта включает правило, гласящее, что коды носят исключительно справочный характер, и этим КС отличается от иных товарных списков. Из-за этого участникам ВЭД необходимо ориентироваться на соотнесенность перемещаемых товаров с описаниями товаров, которые указаны в КС. Здесь важно детальное сопоставление технических особенностей товаров, которые перемещаются, и товаров, которые соответствуют «общетехническому наименованию», и анализ возможных сфер использования конкретного товара. Например, при ввозе либо вывозе клапана важно внимательно сопоставлять его особенности и назначение с описанием клапанов, которые включены в Контрольные списки.

Четвертое заблуждение заключается в том, что, убедившись в несоответствии товара описанию товаров в Контрольных списках, участники внешнеэкономической деятельности получают полную уверенность в соблюдении требований законодательства о контроле экспорта, а это не всегда является правдивым, и в некоторых случаях – даже при наличии заключения от аккредитованной организации, в котором содержатся выводы об отсутствии необходимости получения лицензии.

Здесь важно учесть требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле». Именно они могут оказаться наиболее непростыми для понимания. Речь здесь идет о так называемом «всеобъемлющем контроле». Так, изучая тонкости контроля экспорта таможенными органами и современное законодательство относительно ввоза и вывоза товаров в границах РФ и Таможенного союза, не стоит забывать, что таможенная проверка как таковая является обязательной составляющей любой операции по перемещению товаров. Поэтому весь экспортируемый товар априори подлежит прохождению через сотрудников таможенной службы.

Понятным является то, что российские граждане не должны заключать либо совершать ВЭД-сделки относительно товаров, информации, работы, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо участвовать в таких сделках любым образом, когда лица достоверно знают, что указанные товар, работа, услуга, информация либо результат интеллектуальной деятельности будут использованы иностранными государством либо лицом в целях созданиях ОМП, средств его транспортировки или для подготовки и/или совершения террористического акта. Подобные операции и сделки влекут за собой серьезные последствия, основное из которых – уголовная ответственность за совершение таких сделок и операций.

Трудности же часто возникают при попытке осознать суть самого наличия обязанности у каждого из участников внешнеэкономической деятельности осуществления такой проверки и, как результат, понимание факта несения ответственности за не соблюденные требования. В первую очередь, речь здесь идет об оценивании ВЭД-сделки с неподконтрольными товарами, и исключительно теми, которые отправляются на вывоз. Также каждый российский участник ВЭД обязан в определенном порядке обращаться для получения разрешения от Комиссии по экспортному контролю РФ на осуществление операций ВЭД с научно-техническими продуктами в том случае, когда у них есть основания думать, что такие продукты могут быть полностью или частично применены в предусмотренных выше целях или покупаются в интересах описанных организаций и лиц, или в случае, когда ФСТЭК РФ были проинформированы.

Какие конкретные факты для участников внешнеэкономической деятельности должны стать основанием для будущей проверки, указано в 3 пункте Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 No 517. В документе указываются 17 оснований, которые учитывают также проверку информации относительно того, причастны ли иностранные партнеры, грузополучатели, контрагенты, конечные пользователи к военным программам в той либо иной сфере, оценку особенностей заключения сделок и финансового расчета, предложенного зарубежным участниками, маршруты и пункты доставки товаров. Именно поэтому лицу, осуществляющему внешнеэкономическую деятельность, необходимо заранее изучить всю возможную информацию непосредственно об иностранном партнере и о сделке до ее заключения. Все законодательные акты, правила и постановления находятся онлайн в открытом доступе, и ими стоит своевременно пользоваться для правильного и успешного построения и расширения осуществляемой внешнеэкономической деятельности.

На практике основная часть участников внешнеэкономической деятельности не осведомлена о важности такой проверки или игнорирует это обязательство, несмотря на то, что нарушение требований 20-й статьи Федерального закона «Об экспортном контроле», предусматривает уголовное наказание. Еще одним серьезным заблуждением является мнение, что отсутствующий таможенный контроль по отношению к товарам, перемещаемым между Россией, Казахстаном и Беларусью, освобождает от соблюдения законодательных норм контроля экспорта.

В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕЭАС от 05.07.2010 No 52, до введения в функционирование некоторых документов, которые определяют Единые списки товаров и технологий, подлежащих контролю экспорта, и Единые правила, - в указанных государствах в первую очередь должно применяться национальное законодательство относительно контроля перемещения технологий и товаров, которые подлежат контролю экспорта. Таким образом, участник внешнеэкономической деятельности обязуется получать разрешительные документы на контролируемые товары, и понимает, что их перемещение через границу России в отсутствии соответствующих документов может привести даже к уголовной ответственности.

Опытные эксперты утверждают, что описанные заблуждения участников внешнеэкономической деятельности - это лишь свидетельство того, что законодательная база экспортного контроля является достаточно сложной. Важно понимать, что последствиями несоблюдения законов и норм могут оказаться не только несение ответственности допустившим нарушение участником внешнеэкономической деятельности, но и, в некоторых случаях, международные санкции для России, ведь международное сообщество может воспринять это как отказ от соблюдения принятых обязательств.
Можно сделать вывод, что контроль внешнеэкономических операций - программа государственного масштаба.